Доля россиян, занимающих у банков и МФО одновременно, выросла в 2,7 раз

 Доля россиян, занимающих у банков и МФО одновременно, выросла в 2,7 раз title=
публикация
07.08.2017

По данным совместного исследования Бюро кредитных историй Эквифакс Кредит Сервисиз и сервиса онлайн-кредитования Е заем, за последние два года в России выросли доли клиентов, обслуживающих одновременно 2 кредита или займа – на 0,6 и 6,8 процентных пункта соответственно. При этом упали доли тех, кто имеет пять и более кредитных продуктов. Также значительно выросла доля заемщиков, имеющих одновременно и кредиты, и займы.

Целью совместного исследования было увидеть, как часто клиенты банков и МФО берут одновременно несколько кредитов или займов. Кроме того, в материале показано, насколько пересекаются клиенты этих сегментов финансового рынка. Доли клиентов сравнивались по состоянию на середину года – с 2015 по 2017.

Из таблиц 1 и 2 видно, что большинство клиентов обоих сегментов традиционно имеют лишь один кредитный продукт. При этом их доля сокращается: за последние два года клиентов МФО с одним займом стало на 7,2 процентных пункта меньше, а доля банковских клиентов с одним кредитом уменьшилась на 1,2 процентных пункта.

Вторая по величине доля приходится на клиентов с двумя кредитами или займами. За последние два года доля таких клиентов МФО практически сравнялась с банковской – 23,3% против 23,9%.

Остальные группы клиентов МФО оказались больше банковских. Три займа имеют 13,9% клиентов – против 10,4% в банках. Четыре займа имеют 8,8% клиентов МФО, тогда как 4 кредита у 4,6%. 5 и более займов пришлось на 14,5 клиентов МФО, а такое же количество кредитов имеют лишь 3,5% банковских заемщиков.

Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Результаты исследования показывают, что тренды в обоих сегментах одинаковы – быстрее всего растет доля клиентов, одновременно имеющих два кредитных продукта, наименьший рост показывает доля клиентов с четырьмя, а сокращаются доли клиентов с одним продуктом, а также с пятью и более. Это косвенно говорит о том, что интерес российских заемщиков к заемным средствам растет, но при этом они становятся осторожнее – на это указывает падение доли клиентов последней группы. И хотя в МФО она больше, это вызвано самой спецификой рынка – там ниже сумма и срок, поэтому нагрузка на заемщика все равно будет ниже».

Таблица 1, Доли клиентов МФО, имеющих несколько займов одновременно

Дата 1 заем, % 2 займа, % 3 займа, % 4 займа, % 5+ займов, %
30.06.2015 46,7 16,5 11,6 8,1 17,1
30.06.2016 44 20,4 13,2 8,3 14,1
30.06.2017 39,5 23,3 13,9 8,8 14,5
Изменение за два года
2015/2017
-7,2 +6,8 +2,3 +0,7 -2,6

Таблица 2, Доли клиентов банков, имеющих несколько кредитов одновременно

Дата 1 кредит, % 2 кредит, % 3 кредит, % 4 кредит, % 5+ кредит, %
30.06.2015 58,8 23,3 9,9 4.3 3,7
30.06.2016 58,5 23,5 10,1 4,4 3,5
30.06.2017 57,6 23,9 10,4 4,6 3,5
Изменение за два года
2015/2017
-1,2 +0,6 +0,5 +0,3 -1,2


Таблица 3 показывает, сколько из российских заемщиков являются клиентами банков и МФО по отдельности и одновременно. По данным Эквифакс и Е заем, за последние два года доля клиентов МФО среди кредитоактивного населения выросла в 3,5 раза, однако их, по-прежнему, гораздо меньше, чем клиентов банков – 2,8% против 92,3%. Также высокий рост показала доля россиян, имеющих одновременно и кредит в банке, и заем в МФО – если два года назад таких был 1,8%, то по итогам первого полугодия уже 4,9%.

Таблица 3, Доли клиентов МФО и банков от всех россиян, использующих кредитные продукты

Дата Клиенты только банков, % Клиенты только МФО, % Клиенты только банков и МФО, %
30.06.2015 97,4% 0,8% 1,8%
30.06.2016 94,8% 1,8% 3,3%
30.06.2017 92,3% 2,8% 4,9%


Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Границы между целевой аудиторией банков и МФО быстро исчезают по ряду причин. С одной стороны, кризис закрыл доступ к кредитам для многих россиян, тогда как МФО предоставляли им средства. Кроме того, для все большего числа заемщиков важную роль играет скорость предоставления средств и уровень сервиса. По первому показателю, и зачастую по второму, банки конкурировать с МФО не могут. Очевидно, в ближайшие годы этот тренд только укрепится, учитывая, что клиентов МФО гораздо меньше банковских».

Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ «Эквифакс: «По рассматриваемым показателям МФО и банки демонстрируют довольно похожие тенденции. При этом остаются и принципиальные различия – суммы и сроки финансирования, а также возможность получения обеспеченных кредитов в банках. МФО, как в России, так и за её пределами являются более мобильными и способны оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, выигрывая за счет этого конкуренцию по ряду параметров у банковских учреждений. Получается, что каждый игрок занимает свою нишу, удовлетворяя спрос на денежные средства у своей специфичной аудитории».