По данным совместного исследования Бюро кредитных историй Эквифакс Кредит Сервисиз и сервиса онлайн-кредитования Е заем, за последние два года в России выросли доли клиентов, обслуживающих одновременно 2 кредита или займа – на 0,6 и 6,8 процентных пункта соответственно. При этом упали доли тех, кто имеет пять и более кредитных продуктов. Также значительно выросла доля заемщиков, имеющих одновременно и кредиты, и займы.
Целью совместного исследования было увидеть, как часто клиенты банков и МФО берут одновременно несколько кредитов или займов. Кроме того, в материале показано, насколько пересекаются клиенты этих сегментов финансового рынка. Доли клиентов сравнивались по состоянию на середину года – с 2015 по 2017.
Из таблиц 1 и 2 видно, что большинство клиентов обоих сегментов традиционно имеют лишь один кредитный продукт. При этом их доля сокращается: за последние два года клиентов МФО с одним займом стало на 7,2 процентных пункта меньше, а доля банковских клиентов с одним кредитом уменьшилась на 1,2 процентных пункта.
Вторая по величине доля приходится на клиентов с двумя кредитами или займами. За последние два года доля таких клиентов МФО практически сравнялась с банковской – 23,3% против 23,9%.
Остальные группы клиентов МФО оказались больше банковских. Три займа имеют 13,9% клиентов – против 10,4% в банках. Четыре займа имеют 8,8% клиентов МФО, тогда как 4 кредита у 4,6%. 5 и более займов пришлось на 14,5 клиентов МФО, а такое же количество кредитов имеют лишь 3,5% банковских заемщиков.
Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Результаты исследования показывают, что тренды в обоих сегментах одинаковы – быстрее всего растет доля клиентов, одновременно имеющих два кредитных продукта, наименьший рост показывает доля клиентов с четырьмя, а сокращаются доли клиентов с одним продуктом, а также с пятью и более. Это косвенно говорит о том, что интерес российских заемщиков к заемным средствам растет, но при этом они становятся осторожнее – на это указывает падение доли клиентов последней группы. И хотя в МФО она больше, это вызвано самой спецификой рынка – там ниже сумма и срок, поэтому нагрузка на заемщика все равно будет ниже».
Таблица 1, Доли клиентов МФО, имеющих несколько займов одновременно
Дата | 1 заем, % | 2 займа, % | 3 займа, % | 4 займа, % | 5+ займов, % |
30.06.2015 | 46,7 | 16,5 | 11,6 | 8,1 | 17,1 |
30.06.2016 | 44 | 20,4 | 13,2 | 8,3 | 14,1 |
30.06.2017 | 39,5 | 23,3 | 13,9 | 8,8 | 14,5 |
Изменение за два года 2015/2017 |
-7,2 | +6,8 | +2,3 | +0,7 | -2,6 |
Таблица 2, Доли клиентов банков, имеющих несколько кредитов одновременно
Дата | 1 кредит, % | 2 кредит, % | 3 кредит, % | 4 кредит, % | 5+ кредит, % |
30.06.2015 | 58,8 | 23,3 | 9,9 | 4.3 | 3,7 |
30.06.2016 | 58,5 | 23,5 | 10,1 | 4,4 | 3,5 |
30.06.2017 | 57,6 | 23,9 | 10,4 | 4,6 | 3,5 |
Изменение за два года 2015/2017 |
-1,2 | +0,6 | +0,5 | +0,3 | -1,2 |
Таблица 3 показывает, сколько из российских заемщиков являются клиентами банков и МФО по отдельности и одновременно. По данным Эквифакс и Е заем, за последние два года доля клиентов МФО среди кредитоактивного населения выросла в 3,5 раза, однако их, по-прежнему, гораздо меньше, чем клиентов банков – 2,8% против 92,3%. Также высокий рост показала доля россиян, имеющих одновременно и кредит в банке, и заем в МФО – если два года назад таких был 1,8%, то по итогам первого полугодия уже 4,9%.
Таблица 3, Доли клиентов МФО и банков от всех россиян, использующих кредитные продукты
Дата | Клиенты только банков, % | Клиенты только МФО, % | Клиенты только банков и МФО, % |
30.06.2015 | 97,4% | 0,8% | 1,8% |
30.06.2016 | 94,8% | 1,8% | 3,3% |
30.06.2017 | 92,3% | 2,8% | 4,9% |
Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Границы между целевой аудиторией банков и МФО быстро исчезают по ряду причин. С одной стороны, кризис закрыл доступ к кредитам для многих россиян, тогда как МФО предоставляли им средства. Кроме того, для все большего числа заемщиков важную роль играет скорость предоставления средств и уровень сервиса. По первому показателю, и зачастую по второму, банки конкурировать с МФО не могут. Очевидно, в ближайшие годы этот тренд только укрепится, учитывая, что клиентов МФО гораздо меньше банковских».
Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ «Эквифакс: «По рассматриваемым показателям МФО и банки демонстрируют довольно похожие тенденции. При этом остаются и принципиальные различия – суммы и сроки финансирования, а также возможность получения обеспеченных кредитов в банках. МФО, как в России, так и за её пределами являются более мобильными и способны оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, выигрывая за счет этого конкуренцию по ряду параметров у банковских учреждений. Получается, что каждый игрок занимает свою нишу, удовлетворяя спрос на денежные средства у своей специфичной аудитории».