Каждая авария впишется в историю

Каждая авария впишется в историю title=
публикация
08.11.2017

В распоряжении “Ъ” оказались правительственные поправки к главному закону страховщиков — «Об организации страхового дела». Они предполагают создание на страховом рынке аналога бюро кредитных историй (БКИ) — единой базы автовладельцев, держателем которой будет Российский союз автостраховщиков (РСА). Данные базы буду использоваться для борьбы с мошенниками и определения цены полисов. В свое время появление БКИ на банковском рынке снизило потери от мошенников на 90%. Впрочем, в БКИ говорят, что монополия держателя страховой базы и его зависимость от отраслевого лобби не позволят повторить успех в борьбе с мошенниками.

Как следует из поправок Минфина, «в страховании создается единая автоматизированная информационная система» с данными о договорах страхования по моторным видам — каско и страхованию ответственности автовладельца. Она будет использоваться при определении коэффициентов к тарифам — то есть для определения цены полиса — и станет инструментом в борьбе с мошенниками.

Порядок создания, наполнения и эксплуатации данной базы установит ЦБ, страховщики будут сгружать в нее информацию в обязательном порядке. Предоставление справок из нее будет платным — исключение сделают для судов, правоохранительных органов и ЦБ. Передача страховщиками информации в базу не будет нарушением тайны страхования, говорится в поправках, и согласия субъекта персональных данных на их обработку не потребуется. Как пояснил президент РСА Игорь Юргенс, «перспектива базы гораздо шире моторных видов — со временем туда войдут и данные по ОСАГО, страхованию жизни и медицинскому страхованию». По его словам, страховое сообщество предлагало Минфину сделать это сразу, но министерство решило двигаться поступательно.

Как прошел первый год с момента запуска Бюро страховых историй

Отметим, это не первая попытка создать аналог существующих бюро кредитных историй на страховом рынке. В 2015 году также под эгидой РСА было создано Бюро страховых историй (БСИ). Сейчас в нем участвуют 143 страховые организации, база содержит данные 9,9 млн договоров и информацию по 1,2 млн страховых случаев. В БСИ копятся данные по каско и добровольному страхованию ответственности автовладельцев (ДСАГО). Также РСА является держателем еще одной базы — по ОСАГО. «В БСИ, в отличие от АИС ОСАГО, нет конкретных коэффициентов по каждому страхователю или договору страхования — в нее входят сведения о страховой истории, на основании которых страховщик сам определяет тариф по тому или иному договору добровольного страхования»,— говорит Игорь Юргенс.

Однако существование БСИ не решило для страховщиков проблему мошенничества, 90% которого приходится на каско и ОСАГО. Напомним, именно активностью автоюристов в ОСАГО (на рынке ее ассоциируют с мошенничеством) бывший лидер этого рынка компания «Росгосстрах» объясняла свою убыточность (сейчас ЦБ санирует банк «Открытие», в группу которого входит компания). По данным РСА, убытки от деятельности криминальных автоюристов достигают 20 млрд руб. в год. Игорь Юргенс говорит, что только в этом году союз потратит 200 млн руб. на совершенствование БСИ, в целом, по оценкам специалистов, требуется до 1 млрд руб. на создание эффективной базы, говорит он.

Еще одна сложность с новой базой РСА состоит в том, что на банковском рынке в отличие от страхового нет обязательных продуктов. И как будут решаться вопросы заградительных тарифов, установленных с помощью единой базы для неугодных страховщику клиентов при покупке, например, ОСАГО, пока неясно.

Камеры заглянут в полис ОСАГО

Впрочем, замглавы «Ингосстраха» Илья Соломатин считает, что регулятор этого не допустит. «А идея законодательно установленной базы хорошая,— говорит он.— Решится вопрос идентификации клиента, и эффективнее будет исполняться “антиотмывочный” закон».

Опрошенные “Ъ” участники рынка БКИ сомневаются, что страховщики достигнут успеха. Так, по словам гендиректора БКИ «Эквифакс» Олега Лагуткина, любые межбанковские базы создаются на конкурентном рынке и поэтому эффективно решают задачи борьбы с неплательщиками и мошенниками, хотя эта схема оборачивается фрагментированностью баз данных отдельных БКИ. Единая же база лишена этого недостатка, но приводит к недееспособной монополии. Конкурентные базы на банковском рынке начали работать с конца 2007 года, но эффект дали только в 2009-м, рассказывает эксперт. В реестре ЦБ зарегистрированы 16 участников рынка БКИ, наибольшие объемы приходятся на три компании. С 2009 года стандартные потери банков от мошенников снизились на 80–90%.

«База по борьбе с мошенничеством ищет подозрительные заявки и устанавливает некие флаги — из 100 заявок отмечает 5–6%, в которые попадают 80–90% всех мошенничеств»,— говорит Олег Лагуткин. По его словам, опыт развития БКИ показал преимущества конкуренции. «Страховое сообщество уже сажало себе на плечи монополиста, по-моему, нет никого, кому бы понравились результаты»,— говорит он. Так, среди недостатков БСИ еще и то, что один запрос в базу стоит 500 руб. «При средней цене полиса ОСАГО в 6 тыс. руб. это очень много»,— говорит один из собеседников “Ъ” на рынке. Для сравнения — запрос в БКИ стоит от 4 до 30 руб., при этом физлицо раз в год может запросить информацию бесплатно.

Источник: kommersant.ru