Льготы не пошли впрок

Льготы не пошли впрок title=
публикация
25.01.2018

В прошлом году автокредитование показало рекордный рост. По сравнению с 2016 годом число выданных автокредитов выросло на 43%. Однако одновременно в 2017 году значительно, более чем на 20%, выросло число кредитов, просроченных более чем на 90 дней. По мнению экспертов, ухудшение качества обслуживания кредитов — следствие реализации госпрограммы автокредитования, которая стимулировала спрос на кредиты со стороны малообеспеченных граждан.

По данным бюро кредитных историй (БКИ) из тройки лидеров «Эквифакс», в 2017 году банки выдали автокредиты в рекордных объемах — 420 млрд руб. Это на 52% больше, чем в 2016 году, и на 27% больше предыдущего максимума, установленного в 2014 году. Всего в прошлом году было выдано 655 тыс. кредитов на приобретение автомобилей, что на 43% превышает показатели 2016 года. О резком и значительном росте выданных автокредитов свидетельствуют и данные БКИ Национального бюро кредитных историй (также входит в топ-3). По их данным, в прошлом году количество выданных автокредитов достигло 713,6 тыс. шт.

Впрочем, значительный рост выдачи сопровождался существенным ростом просроченных кредитов. В 2017 году число просроченных автокредитов (на срок более 90 дней) выросло на 21%, до 146 тыс. шт. При этом доля таких кредитов в общем количестве выдач увеличилась по сравнению с 2014 годом на 7 п. п. и составила 22%.

В банках не признают ухудшения качества портфеля автокредитования. «Показатель просрочки остается на минимальных значениях. Мы также не ожидаем кардинального изменения ситуации в течение года — этому будет способствовать рост реальных зарплат, низкая инфляция и продолжение реализации отложенного спроса на товары и услуги, которая началась в прошлом году»,— сообщили в пресс-службе ВТБ.

По словам гендиректора «Эквифакса» Олега Лагуткина, рост числа просрочек в сегменте автокредитования связан не только со значительным ростом числа выдаваемых кредитов, но и с высокой популярностью программ по покупке в кредит подержанных автомобилей, а также реализацией госпрограмм.
Все это привело к смещению автокредитования в более бюджетный сегмент рынка и увеличению количества машин, покупаемых в кредит, уверены эксперты. «Темпы выдачи автокредитов продолжают неуклонно расти, увеличивая долю “кредитных” автомобилей в структуре авторынка до рекордных показателей,— отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин.— Сегмент автокредитования в абсолютных величинах почти вернулся к уровню докризисного 2014 года. В 2017 году каждый второй автомобиль в стране был приобретен гражданами с привлечением кредитных средств». По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей выросли в 2017 году на 11,9%, до 1,6 млн автомобилей. По словам исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, рекордные показатели доли кредитных автомобилей в структуре рынка во многом обусловлены реализацией госпрограммы льготного автокредитования и ее расширения в третьем квартале прошлого года за счет новых программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». «Помимо субсидированной процентной ставки в рамках этих программ покупатели получали и десятипроцентную скидку на автомобиль, что только повышало привлекательность кредита»,— указывает он.

В результате кредиты смогли себе позволить даже малообеспеченные граждане. «В последние годы государство проводило активные программы поддержки автопрома, которые способствовали вовлечению в автокредитование малообеспеченных граждан,— говорит главный экономист компании “ПФ Капитал” Евгений Надоршин.— При этом нередко банки закрывали глаза на качество заемщиков, поскольку такие кредиты субсидировались государством, а также были обеспечены предметом кредитования». По словам аналитика ИК «Алор Брокер» Кирилла Яковенко, рост числа просроченных кредитов свидетельствует о том, что многие участники таких программ в итоге переоценили свои силы и не справились с обслуживанием кредитов. «Заложниками ситуации оказались не только граждане, но и активно участвующие в госпрограмме коммерческие банки,— указывает господин Яковенко.— Им нужно было удерживать долю рынка от агрессивно расширяющихся и объединяющихся госбанков, наращивать кредитный портфель. При этом наибольшие риски возникли у тех, у кого нет денежной подушки для покрытия рисков неплатежей».