Отказы не продаются

публикация
13.10.2016

Спустя полтора года после появления в кредитных историях дополнительной информационной части, содержащей данные об отказах в кредитах и их причинах, стало очевидно, что кредиторы в ней не заинтересованы. В Бюро кредитных историй (БКИ) уверены: причина в том, что рынок еще не научился использовать новую информацию, и по мере ее накопления спрос на информационные части возрастет. Кредиторы же не скрывают, что платить только за данные об отказах и их причинах примерно столько же, как за основную часть истории, они считают нецелесообразным.

О низком интересе кредиторов к данным об информационной части кредитной истории "Ъ" рассказали участники рынка БКИ. По словам гендиректора БКИ "Эквифакс" Олега Лагуткина, за 2016 год доля запросов в БКИ о предоставлении информационной части кредитной истории составила менее 0,1% от общего числа запросов кредитных историй за тот же период времени.

Информационная часть появилась в кредитных историях с марта 2015 года. В ней фиксируются данные о каждой поданной субъектом истории заявке на кредит. В информационной части содержатся данные о предоставлении ссуды, о просрочках в течение первых 120 дней обслуживания займа, отказе со стороны кредитора, сумме займа, причинах отказа. Информация об одобренном кредитором, но не полученном заемщиком займе (кредите) в информационной части не отражается. Информационная часть предоставляется БКИ за отдельную плату.

Официальной статистики о числе сформированных за полтора года информационных частей кредитных историй нет. Банк России фиксирует в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ) лишь титульные части. Участники рынка данные о числе сформированных информационных частей не раскрывают. В неофициальной беседе участники рынка отмечают, что каждое БКИ из тройки лидеров могло за полтора года накопить около сотни миллионов информационных частей.

В БКИ рассчитывают, что кредиторы, которые сами активно боролись за введение информационной части кредитной истории, со временем проявят интерес к этим данным. По мнению Олега Лагуткина, пока мало кто верит в ценность этой информации. "Более того, для ее эффективного использования необходимо перенастраивать скоринговые модели банков,— указывает господин Лагуткин.— Те смелые, кто проводил ее тестирование, ценность находят, например, в виде данных о кредитной "жадности" клиента — какие суммы кредитования интересны клиенту и результаты рассмотрения кредитных анкет, то есть данные об одобрении или отказе в выдаче кредита".

Кредиторы же указывают на несколько иные причины — нежелание платить за данные, хранящиеся в информационной части, которые являются полезными, но не необходимыми, в отличие от основной части. По словам участников рынка, стоимость стандартного кредитного отчета (без информационной части) и расширенного, с данными об отказах, различается вдвое. При этом стоимость одного стандартного отчета составляет в среднем 5-10 руб. "БКИ продает эту информацию отдельно, причем ровно за ту же цену, что и стандартный кредитный отчет,— говорит директор департамента андеррайтинга АТБ Олег Коротун.— Если учитывать значительно более низкую ценность данной информации относительно стандартных КИ, покупка ее нецелесообразна". По словам старшего вице-президента ВТБ 24 Андрея Гулецкого, кредитный отчет содержит всю информацию, необходимую для принятия решения, дополнительный отдельный запрос информационной части является нецелесообразным. "Помимо того что получение информационной части по каждому клиенту платное, по факту для получения этой расширенной кредитной истории вам нужно заполнить множество бумаг и отправить их в БКИ",— сетует гендиректор МФО "Мани Фанни" Александр Шустов. "Основная часть важна для банков для принятия решения о кредите, а информационная часть помогает предотвратить случаи мошенничества",— не отрицает значимости обеих частей председатель правления банка "Русский стандарт" Илья Зибарев. Сегодня ведущими БКИ предоставляются полные кредитные истории (основные и информационные части), но за достаточно высокую цену, добавляет он.

Автор: Ксения Дементьева
Источник: kommersant.ru